[Home]


Это отчет об установке на мою машину ВАЗ-21053 системы электронного управления составом смеси AXTEC по сигналу от датчика содержания кислорода ("лямбда-зонда") .

    Отчет предназначен для фанатов тюнинга и просто людей реально пытающихся улучшить ездовые характеристики своих машин.
После долгого изучения всех возможных вариантов "улучшений" предоставляемых различными конторами, чтения умных советов (в конфе на auto.ru к примеру), комментариев вазовских инженеров, я пришел к мнению что необходимо отказаться от мыслей по поводу изменения сечений жиклеров, установки фильтров нулевого сопротивления, отполированного входного и выходного коллектора, разрезных шестерен, прямоточного глушителя и "синих лампочек на писалках", в виду либо полного отсутствия улучшений в работе либо ухудшения надежности и уменьшения ресурса двигателя.
И так, по моему мнению, для того чтобы получить реальные плюсы в работе вазовских карб. движков необходимо:
1. Поставить инжектор (хотя бы моновпрыск GM) и выкинуть карб.,
2. Поставить карбюратор с электронным управлением составом смеси (информация о работе можно найти на сайте http://solex.by.ru/index.htm.
Первый вариант пришлось исключить из соображений дороговизны (более 500$ при хорошем раскладе только по запчастям). Остался второй, единственный недостаток - трудно найти информацию и детали.
Принцип действия системы электронного управления составом смеси такой: Состав смеси приготовленный карбюратором корректируется в зависимости от сигнала наличия несгоревшего кислорода в выхлопных газах, если кислород есть то добавляется бензин если нет то кол. бензина уменьшается. При этом система получается с обратной связью и обеспечивает оптимальный состав рабочей смеси для двигателя. В отличии от инжектора тут происходит коррекция смеси а не полное ее получение, поэтому в системе нет таких датчиков как датчик массового расхода воздуха или датчик положения дроссельной заслонки. Конечно такая система менее точна в отличии от инжектора но и более надежна так как отказ электроники не ведет к полному отказу работы двигателя а только к ухудшению его работы.

Карбюратор и кислородный датчик я нашел быстро в Гранде (Ново рязанское шоссе в Люберцах) а вот электронную начинку я не знал где приобрести. Точнее нигде не говорилось как точно называется контроллер и его номер (см ниже). После некоторого поиска по и-нету было выяснено что почти все детали можно купить в Кемпе.
Расходы на переделку составили:
1. Карбюратор Solex 21053-XXXXX-62 - 1400р
2. Датчик кислорода (от 2112) - 900р.
3. Контроллер AXTEC AFR - 315р.
4. Жгут - 320р.
4. Термо-пневмоклапан - 50р.
5. Датчик полной нагрузки- 158р.
6. Ресивер - 30р. (но можно и без него)
Итого 3 173 руб. (примерно 110$) + всякая ерунда вроде хомутиков и трубок
За эти деньги было получено одно - оптимальная работа двигателя! именно не лучше-хуже а оптимально!
Ну и кроме этого еще автозапуск без всяких подсосов, лучшая экономичность (у меня около 1-1,5 литра по сравнению с абсолютно исправно работающим Озоном), нет провалов ни при каких режимах и очень очень низкое CO(у меня оно состовляет 0,6%). При этом я никаких регулировок карба кроме установки 800 об XX не производил вообще (да и зачем если все равно все делает электроника)!


Ну если я Вас убедил в установке этой системы, то вам необходимо перед установкой:
1. Отрегулировать клапана, цепь и зажигание, установить БСЗ!!!!
2. Проверить топливную систему.
3. Быть трезвым.
- Вообще эта система не излечивает мертвый двиг с разрушенными кольцами!! Она улучшает работу исправного двигателя!!!

Основная проблема заключалась для меня в том, что я не смог найти приемную трубу для своей "классики" с гайкой под датчик кислорода в выпускной трубе. Пришлось купить обычные штаны и сделав дырку в месте соединения двух приемных трубок заварить туда гайку от ступицы (18x1.5), она как раз подходит для датчика кислорода ( при этом необходимо учитывать высоту датчика, чтобы он не упирался в двигатель). Если у вас 8ка или 9ка то найти такие штаны фабричного производства не составит вообще никакого труда. (спрашивайте для инжекторной модели просто).
Теперь изменение электроники:
Если есть желание можно от купленного жгута отрезать ненужные разъемы - должны остаться только основной разъем на контроллер, разъем на датчик полной нагрузки и три разьемчика на карбюратор (два на актюаторы и один на датчик-винт) Кроме того Вам придется припаять разъем под датчик кислорода так как тот разъем который на жгуте к современному бошевскому датчику не подходит, либо просто припаять к проводам кислородного датчика, но при этом его будет неудобно менять.
Старый разъем одно-контактный на белом толстом проводе - его необходимо отрезать. Белый толстый провод состоит из экранирующей оплетки и центральной жилы. Соответственно оплетку надо припаять к серому проводу датчика кислорода а центральную жилу к черному(сигнальному).
Два оставшихся белых провода от датчика кислорода это его нагреватель - тут надо поставить реле с предохранителем и подключить все это к аккумулятору. При включении зажигания реле должно подключать нагрев датчика к +12.
Схема подключения обогрева: с сайта http://future.quarta.ru/icars/

реле можно закрепить рядом с реле включения стартера на левом брызговике(если смотреть на машину спереди).
Обязательно замкнуть контакты 11 и 12 между собой (у меня на жгуте правда они и так были замкнуты).


Установка всей системы заняла у меня один вечер (часа 4). Очень советую спаивать все электрические соединения, никаких витых пар.
Порядок работы (все делается на холодной машине с отключенным аккумулятором):

Эти схемы можно найти на http://catalog.autocat.ru/

После этих всех действий подкачать бензин в карбюратор, далее поворот ключа и двигатель весело начинает прогреваться. Далее после увеличения температуры более 40c должен сработать датчик полной нагрузки - это можно проконтролировать тестером, после этого двигатель должен работать по сигналам от кислородного датчика. При работе на XX будут ясно слышны щелчки актюаторов на карбюраторе. Для контроля работы системы необходим электронный мильтиметр с большим входным сопротивлением.
Уфф... вроде все написал, но если будут вопросы пишите.

Диагностика:
Запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры на XX.
Подключите вольтметр к разъему «сигнального» провода кислородного датчика (или 3 контакт контроллера), второй щуп к корпусу машины (или 4 контакт контроллера): вольтметр должен показать регулярные, с периодом 1-2 с, колебания напряжения в пределах от 0,1-0,3 до 0,6-0,8В. Эти колебания должны быть в диапазоне работы двиг. от XX до 4000 об., проверте это увеличивая обороты и контролируя по вольтметру. Отсутствие колебаний напряжения на кислородном датчике при прогретом двигателе свидетельствует об отказе одного из узлов системы управления составом смеси. Для диагностирования причин неисправности проверьте прежде всего работоспособность кислородного датчика, отключив разъем датчика разрежения от жгута проводов автомобиля и обеспечив тем самым работу системы в режиме 50%-ной скважности сигналов управления актю-аторами, т.е. без учета величины сигнала кислородного датчика. От жгута проводов автомобиля отключите также разъем сигнального провода кислородного датчика, обеспечив с ним соединение щупа вольтметра. Дальнейшие действия по выяснению причин неисправности определяются зафиксированным уровнем напряжения на отключенном кислородном датчике при работающем двигателе:

  1. напряжение составляет менее 0,03В;
  2. напряжение находится в пределах 0,08-0,38;
  3. напряжение находится в пределах 0,55-0,88.
  Чрезвычайно низкий уровень напряжения или его полное отсутствие, характерные для первого случая, могут быть вызваны обрывом провода на кислородном датчике, в нем самом или в его разъеме.
  Наличие какого-либо, хотя бы низкого, уровня напряжения на датчике, характерное для второго и третьго случаев, свидетельствует о принципиальном наличии его реакции на содержание кислорода в отработавших газах При низком уровне напряжения для дальнейшей проверки работоспособности датчика принудительно прикройте (хотя бы лезвием отвертки) воздушную заслонку до начала падения частоты вращения коленчатого вала и наблюдайте за показаниями вольтметра- напряжение у исправного датчика-должно немедленно возрасти до уровня не менее 0,7В. Вялая реакция кислородного датчика на обогащение состава смеси, низкий уровень напряжения на датчике при работе двигателя на богатой смеси свидетельствуют о его неисправности, чаще всего о необратимом старении или загрязнении свинцом вследствии работы на этилированном бензине.
  При высоком исходном уровне напряжения на кислородном датчике на работающем двигателе снимите провод с верхнего электромагнитного клапана на топливном жиклере холостого хода и наблюдайте за показаниями вольтметра в момент начала снижения частоты вращения коленчатого вала перед остановкой двигателя вследствие обеднения смеси из-за прекращения топливоподачи он должен зафиксировать снижение напряжения на датчике до уровня менее 0,2В. Для большей наглядности то же самое можно проделать для нижнего клапана, поддерживая повышенную до 3200 мин"' частоту вращения коленчатого вала. Вялая реакция кислородного датчика на обеднение состава смеси также чаще всего свидетельствует о его необратимом загрязнении.
  Перед вынесением окончательного "диагноза" о повреждении кислородного датчика убедитесь в наличии питания на его подогревателе, являющимся необходимым условием нормальной работы датчика. Отсутствие подогрева может вызвать переохлаждение датчика и, как следствие, замедленную реакцию на изменение состава смеси. Для этого проверьте наличие напряжения 12В на проводах двухконтактного разъема питания подогревателя а также отсутствие обрыва в цепи подогревателя датчика: между кон-тактми разъема подогревателя еще не остывшего датчика должно быть электрическое сопротивление около 10- 15Ом.
  При отсутствия питания подогревателя кислородного датчика и исправном его нагревательном элементе после устранения неисправности в электроцепи перед повторной проверкой реакции датчика на изменение состава смеси целесообразно проехать на автомобиле несколько десятков километров, что будет способствовать освобождению датчика от накопившихся твердых отложений.
  Убедившись по быстрой реакции кислородного датчика на изменение состава смеси в его исправности, восстановите соединения ранее снятых разъемов и продолжите диагностические операции. Сняв на работающем двигателе резиновый шланг со штуцера датчика разрежения (полной нагрузки), проверьте наличие в нем разрежения. Отсутствие разрежения может быть вызвано повреждением шланга, термовакуумного клапана или просто неправильным подключением вакуумных шлангов.
  При наличии разрежения в шланге наденьте его на штуцер датчика разрежения, и прокалывая цветной (как правило, зеленый) провод, подходящий к датчику, при помощи вольтметра убедитесь в практическом отсутствии напряжения на нем. Затем, снова снимая со штуцера датчика предварительно пережатый, чтобы не было подсоса воздуха в двигатель, шланг, убеждаются в появлении на зеленом проводе напряжения (12- 14,58) от блока управления. Если оба этих условия выполняются, блок управления и датчик разрежения исправны.

Подробнее смотрите тут: http://solex.by.ru/neispr/neispr.htm


Extec AFR Необходимые детали: Extec AFR Контроллер: 2107-3763010-20 Жгут: 2108-3724027-10 карбюратор семейства Solex -21083-XXXXX-62 или для классики Solex 21053-XXXXX-62 толстая прокладка под карбюратор, система тяг если нужно. Термо-пневмоклапан: 2108-1216010-11, 2107-1216010 Датчик полной нагрузки: 2107-1180020 Датчик кислорода BOSCH 2112-3850010.258 005 133 А-й . Реле на 30А стандартное, колодку под него и предохранитель на 15А Ресивер: 2105-1179020-10 (опционно) Трубка монтажная 2108-1217052 (для пневмоклапана) Трубки октан-корректора - 2шт Трубки d10мм для подключения тосола к карбюратору Хомутики

Для автоматизации перехода на зимний режим пуска необходим термовакуумный клапан: 2108-1179010
он закрепляется на корпусе воздушного фильтра(кастрюле) с помощью гайки M10x1
и подключается к второму носику рессивера. На рисунке он показан как A300.

Разьем контроллера: 1-Вход импульсов зажигания (от катушки зажигания) 2-Корпус 3-От датчика кислорода (сигнал) 4-От датчика кислорода (корпус) 5-от концевого выключателя карбюратора 6-От датчика полной нагрузки 7- 8- 9-Цепь питания блока +12V (от катушки зажигания) 10-Корпус 11-От датчиика перегрева нейтрализатора (сигнал) или корпус при его отсутствии 12-От датчика перегрева нейтрализатора (корпус) 13-Корпус 14-На клапан главной дозирующей системы карбюратора (выход) 15-На клапан холостого хода карбюратора (выход) 16-На лампу \"Check Еngine\" (выход)

Некоторое количество информации так же можно почерпнуть из книжки "Корбюраторы Solex"
Пишите если что piter@mail.cbr.ru
Очень полезное описание на сайте (установлен на Москвич-214123): http://ahlen-auto.narod.ru/engine_tox.htm

И никакого пацанского тюнинга, синих огоньков и шашачек на капоте! Я считаю что тюнинг должен быть разумным.

USED Google Analytics!
Сайт управляется системой uCoz